Лекция №14.3: Методы создания пользовательского интерфейса

страницы: 1 2 3 4

Содержание

Ввод информации

Защита

При свободном вводе пользователь, вообще говоря, может вводить что угодно (а то и вовсе что попало) и совсем не обязательно информацию в ожидаемом программой формате. А в языке Pascal, как мы уже знаем, недопустимы несоответствия типов данных. Например, если не отключён контроль ввода/вывода (см. лекцию 6), то попытка ввести букву «О», когда ожидается цифра «0», приведёт к аварийной остановке программы. Ещё сложнее бывает разобраться с форматами дат, вещественных чисел (часто вместо десятичной точки пользователи ставят привычную русскому человеку запятую) и т. п.

Таким образом, для надёжности работы программы необходимо предусмотреть проверки любой введённой пользователем информации. Такой контроль получил в среде программистов не слишком вежливое название «защита от дурака». При правильной организации этой защиты ваша программа «не сломается» даже в том случае, если вместо ввода данных пользователь просто сядет на клавиатуру.

Если по каким–либо причинам ввод всё–таки получился ошибочным, сообщение об этом должно появиться немедленно, вместе с предложением ввести информацию заново. Кроме того, даже в случае правильного ввода полезно сразу же напечатать значение, которое получила переменная. Так можно уменьшить вероятность возникновения ошибки из–за ввода нескольких переменных там, где ожидается лишь одна: увидев, что результатом стало только первое число из введённой строки, пользователь тут же скорректирует свои действия.

Меню

Меню предоставляет пользователю возможность выбора из нескольких предложенных программой вариантов. Самое простое меню в программе на языке Pascal — это пронумерованный список возможных действий с запросом у пользователя номера выбранного варианта. При обработке этого номера также необходим контроль правильности ввода.

Способы создания более сложных и красивых форм меню мы здесь рассматривать не будем, поскольку современные языки (например, Ада) предоставляют для этого гораздо более мощные средства. Курс по этому языку мы и порекомендуем всем желающим.

Вывод информации

Не следует думать, что вывод информации происходит только в конце работы программы. Напротив, операторами вывода прошита вся её ткань.

Каждый раз, когда пользователь должен что–то ввести, этому предшествует вывод приглашения. Каждый раз, когда программа приступает к выполнению объёмного блока работ, она должна сообщать об этом пользователю — чтобы исключить вероятность прерывания «по окончании терпения», а ещё лучше, если на экране будет находиться какой–нибудь индикатор процесса, отображающий текущее «состояние дел».

Какими же должны быть сообщения программы, выводимые на экран? В любом случае они обязаны быть доброжелательными и вежливыми. И, кроме того:

  • Адекватными выполняемой задаче

    Это означает, что терминология сообщений должна соответствовать той области, к которой относится задача.

  • Учитывающими контингент пользователей, на которых рассчитана программа

    Например, если вы пишете обучающую программу для младших школьников, то в пояснениях не должно быть сложных предложений и «заумных» слов. А если вы создаёте игру для своих сверстников, то в её сообщениях возможен и молодёжный сленг (однако мы настоятельно советуем избегать табуированной лексики, даже иноязычной).

  • Логично сгруппированными

    Все запросы данных, относящихся к одному и тому же логическому блоку, стоит объединять и на экране. Например, если необходимо ввести информацию по нескольким налогоплательщикам, то не стоит сначала запрашивать все фамилии, а затем только номера банковских счетов.

  • Информативными

    Программа, как вы помните, должна сообщать результаты своей работы. Однако «голый» вывод неприемлем: результаты обязательно должны сопровождаться исчерпывающими пояснениями. Кроме того, помимо окончательного результата, нужно выводить и промежуточные результаты — по окончании обработки каждого логически самостоятельного крупного блока. Если же работа программы оказывается прерванной из–за какой–либо ошибки, сообщение о её причинах должно появиться на экране.

  • Эргономичными

    Понятие эргономичность включает в себя минимизацию умственных и физических усилий пользователя: например, если есть возможность заменить ввод выбором, это нужно делать. Следует стремиться к кратким сообщениям — но, разумеется, не за счёт потери части их смысла! Цветовое оформление также не должно становиться причиной дискомфорта или ошибок пользователя: например, не стоит выводить сообщение о неправильном вводе зелёным цветом, а сообщение об успешно пройденном тесте — красным.

страницы: 1 2 3 4

Примечания

Код для вставки: :: :: :: ::
Поделиться: // //